В последнее время на сайте Ильинских появились статьи о том, какое мировоззрение является правильным в деле защиты животных. Вот пример:
http://www.animalsprotectiontribune.ru/758.html Их авторы придерживаются примерно такого взгляда: свойственное радикальной зеленой идеологии приравнивание человека к остальным живым организмам ("биоцентризм", в религиозном плане являющийся неоязычеством) ведет к оправданию и увековечиванию жестокости (так как никак не препятствует тому, что высокоразвитые живые существа мучают и убивают друг друга, а человек не имеет права вмешиваться и сам кого-либо лишать жизни). А также ведет даже к деградации общества. Представителями биоцентризма являются "зеленые" вообще, и СоЭС в частности.
Гораздо лучше антропоцентризм, который позволяет вмешиваться (человек - венец творения, а не просто тварь дрожащая, и право имеет). Пытаясь найти союзников, стоящих на антропоцентрических основаниях, авторы ссылаются на православного ученого Владимира Жирова, который придерживается библейских взглядов (в определенной интерпретации) на происхождение и развитие жизни на Земле и появление хищничества. Хищничество - это зло, и, как и многое другое зло на Земле - это последствие грехопадения. Он так же критикует биоцентризм, и выводит его основания из распространения эволюционной теории.
Правда, Жиров не предлагает программу действий по борьбе с хищничеством (он сосредоточен на культивировании растений, как организмов, менее всего пострадавших от грехопадения). Возможно, он придерживается традиционной христианской эсхатологии, согласно которой грядущее спасение и преображение мира - в конечном счете дело его создателя.
Но авторы статей более последовательны и дают понять, что можно было бы вмешаться и сейчас, уничтожив в природе наиболее жестоких хищников, убивающих жертву не сразу (например, гиеновидных собак). В идеале - хищников должны быть истреблены полностью, а регулировать численность травоядных должен человек, так как точный выстрел причиняет меньше всего мучений.
Итак, тезисно, позиция авторов такова:
1. Мир сейчас несовершенен (раньше был совершеннее), природа покоится во зле, главное зло - мучения высокоразвитых животных, гибнущих от хищничества.
2. Человек - венец творения и должен осознать (и исправить) зло, изъяв хищников (некоторых или всех).
3. Но сейчас широко распространены сторонники зла, биоцентристы-неоязычники, сторонники невмешательства и покорности жестокой падшей природе - которые имеют большой успех.
И еще они корыстны.
Собственно, это только этическая и телеологическая концепция авторов, как они представляют само устройство универсума ("онтологические основания")- неясно (есть ли бог-Создатель, сверхъестественные сущности, откуда взялось зло, как произошли виды живого и т.д.). Кстати, православный Жиров в этом отношении более понятен. Но это не столь важно.
продолжение следует