Добро пожаловать на форум Движения реалистической зоозащиты Пять свобод.

       FiveFreedomSite - перейти на сайт Движения реалистической зоозащиты 'Пять свобод'       FiveFreedomForum - как зарегистрироваться на форуме Движения реалистической зоозащиты 'Пять свобод'        FiveFreedomForum - проблемы с регистрацией на форуме Движения реалистической зоозащиты 'Пять свобод'

Текущее время: 03 май 2024, 19:00

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 10:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 янв 2012, 11:51
Сообщения: 584
В последнее время на сайте Ильинских появились статьи о том, какое мировоззрение является правильным в деле защиты животных. Вот пример:

http://www.animalsprotectiontribune.ru/758.html

Их авторы придерживаются примерно такого взгляда: свойственное радикальной зеленой идеологии приравнивание человека к остальным живым организмам ("биоцентризм", в религиозном плане являющийся неоязычеством) ведет к оправданию и увековечиванию жестокости (так как никак не препятствует тому, что высокоразвитые живые существа мучают и убивают друг друга, а человек не имеет права вмешиваться и сам кого-либо лишать жизни). А также ведет даже к деградации общества. Представителями биоцентризма являются "зеленые" вообще, и СоЭС в частности.

Гораздо лучше антропоцентризм, который позволяет вмешиваться (человек - венец творения, а не просто тварь дрожащая, и право имеет). Пытаясь найти союзников, стоящих на антропоцентрических основаниях, авторы ссылаются на православного ученого Владимира Жирова, который придерживается библейских взглядов (в определенной интерпретации) на происхождение и развитие жизни на Земле и появление хищничества. Хищничество - это зло, и, как и многое другое зло на Земле - это последствие грехопадения. Он так же критикует биоцентризм, и выводит его основания из распространения эволюционной теории.

Правда, Жиров не предлагает программу действий по борьбе с хищничеством (он сосредоточен на культивировании растений, как организмов, менее всего пострадавших от грехопадения). Возможно, он придерживается традиционной христианской эсхатологии, согласно которой грядущее спасение и преображение мира - в конечном счете дело его создателя.

Но авторы статей более последовательны и дают понять, что можно было бы вмешаться и сейчас, уничтожив в природе наиболее жестоких хищников, убивающих жертву не сразу (например, гиеновидных собак). В идеале - хищников должны быть истреблены полностью, а регулировать численность травоядных должен человек, так как точный выстрел причиняет меньше всего мучений.

Итак, тезисно, позиция авторов такова:

1. Мир сейчас несовершенен (раньше был совершеннее), природа покоится во зле, главное зло - мучения высокоразвитых животных, гибнущих от хищничества.
2. Человек - венец творения и должен осознать (и исправить) зло, изъяв хищников (некоторых или всех).
3. Но сейчас широко распространены сторонники зла, биоцентристы-неоязычники, сторонники невмешательства и покорности жестокой падшей природе - которые имеют большой успех.
И еще они корыстны.

Собственно, это только этическая и телеологическая концепция авторов, как они представляют само устройство универсума ("онтологические основания")- неясно (есть ли бог-Создатель, сверхъестественные сущности, откуда взялось зло, как произошли виды живого и т.д.). Кстати, православный Жиров в этом отношении более понятен. Но это не столь важно.

продолжение следует


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 11:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 янв 2012, 11:51
Сообщения: 584
А теперь - мое мнение.

Сразу скажу, что не имею никакого отношения ни к зеленым вообще, ни к СоЭС в частности, и грантов от ЦРУ , ООН, Гринписа не получал и получать не собираюсь :mosking: И считаю, что биоцентрический радикализм и его различные крайние проявления представляют угрозу для развития цивилизации, ее научно-технического прогресса.

Но при этом полагаю, что основываться на ненаучных (религиозных или псевдорелигиозных) взглядах для обоснования своей позиции вовсе не обязательно. Научная картина мира? - достаточно ее.

Конечно, наука объясняет, как устроен мир, но не как в нем устроиться. Она не задает цели существования. Их приходится выводить из других оснований. Но, мне кажется, это можно сделать, не множа сущности сверх необходимости и прибегая к сверхъестественным представлениям. Просто наблюдая открытую наукой историю развития жизни и социума.

Что мы можем при желании почерпнуть из нее? Поедание одних организмов другими возникло еще в докембрии, на самой заре жизни. Когда экосистемы были куда проще, да и список организмов ограничивался лишь достаточно примтивными. Просто на поверхности лежала возможность для организмов получать органику не из окружающей среды (воды), а от соседей.

.....


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 12:04 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 15 фев 2011, 06:25
Сообщения: 566
...и если бы организмы были бы примитивными и не ощущающими боль в форме субъективного переживания - то и пусть бы кушали друг друга. Но высшие организмы способны ощущать страх и боль, вот что плохо. И наверное, хотя бы не много, но что-то исправлять тут реально надо.

Однако можно пойти не таким радикальным путём, как предлагают Ильинские: уже в ближайшие 20 лет появятся нанотехнологии, которые позволят внедрять в мозг микроэлектронные устройства, отключающие избыток болевой чувствительности. В связи с этим процесс поедания одних животных другими в естественных экосистемах можно опять сделать относительно безболезненным, как оно и было в докембрии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 12:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 мар 2011, 14:47
Сообщения: 79
Feralan писал(а):
И считаю, что биоцентрический радикализм и его различные крайние проявления представляют угрозу для развития цивилизации, ее научно-технического прогресса.

Угрозу для развития чего бы то ни было представляют любые крайности. :)
Правильного и неправильного мировоззрения (в том числе и в сфере защиты животных) просто не существует. Есть разные точки зрения и, следовательно, разные картины мира.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 12:39 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 15 фев 2011, 06:25
Сообщения: 566
...если бы речь шла об объектах, не ощущающих боль и страх, тогда согласился бы со Ставром. Но в данном случае мы имеем объекты, которые наделены внутренними переживаниями, способны ощущать боль и страх (которые как бы можно считать за "их (животных) мнение, что чего-то неправильно в мире").

Поэтому я бы всё-таки выделил бы "правильную зоозащиту" - которая способствует уменьшению боли и страданий, и "неправильную" - которая усугубляет страдания (как те же программы ОСВ по собакам).

Просто "разные точки зрения", без деления на правильные и неправильные - это будет справедливо для случая не-ощущающих боль и страх существ. Насекомых, растений, бактерий... здесь соглашусь со Ставром.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 14:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 янв 2012, 11:51
Сообщения: 584
Cтавр писал(а):
Правильного и неправильного мировоззрения (в том числе и в сфере защиты животных) просто не существует.


Ну, с точки зрения неживой природы это так, но не с точки зрения носителей определенных ценностей.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 14:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 янв 2012, 11:51
Сообщения: 584
Продолжу.

Отступление 1. Для объяснения возникновения хищничества совершенно излишне прибегать к вмешательству сверхъестественных сил и событий. Нет и никаких оснований верить в предшествовавший появлению хищничества "золотой век", когда никто никого не ел. В природе все было иначе (тому есть веские палеонтологические доказательства).
Кстати, сама мифологическая концепция "золотого века" и последующей его гибели - тоже предмет изучения, но не биологов, конечно. Ее истоки и варианты (как видим, дожившие до наших времен) - продукт определенных духовных исканий, попыток объяснить мир, происхождение добра и зла и т.д. - в общем, результат вечного поиска человеческим разумом причин и следствий в условиях недостатка объективной информации. (Или, сейчас - неприятия этой информации по причинам ее "невписываемости" в систему ценности любителя мифологии).

Итак, организмы начали друг друга употреблять в пищу - но эволюция пошла дальше. Организмы становились сложнее, их реакции на условия среды, и связи между собой тоже усложнялись. Эволюционная тенденция среди животных, названная "цефализацией" - грубо говоря, усложнение головного мозга и, соответственно, нервной деятельности - привела, в конечном итоге, к появлению разумного существа. Человека.
Человек отрефлексировал свои и животных реакции и пришел к выводу - чем более высоко организовано животное, тем больше оно подвержено страданиям. Страдания - это отрицательные эмоции, переживаемые живым существом ощущения крайнего неблагополучия его состояния. Человек, в силу своей биологической основы - социального примата, приспособленного жить в группе - способен на сопереживание. Вполне естественно, что существо-человек: а. способное сопереживать (как групповой примат), и б. способное осознать и канализировать эти переживания (как разумное существо) стало задумываться о страданиях других видов (собственно, человек о многом еще задымывается, что не связано с потребностями ежеминутного выживания). Почему бы и нет?

Отступление 2. Как мы видим, эволюционная теория никак не противоречит возможным объяснениям появления морали. И вовсе не обязательно из нее выводить только появление "биоцентризма" - как это делает Жиров ("раз мы все произошли от общего предка, значит, все равны"). Эволюционизм (как и многие научные и ненаучные теории ) просто можно подгонять под различные цели и задачи, в зависимости от интерпретации. Например, то же ненаучное учение о реинкарнации - тоже неплохо работает на крайний биоцентризм. А истоки у него вообще не научные и не религиозные - они коренятся в массовой психологии современных городских жителей...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 19:26 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 15 фев 2011, 06:25
Сообщения: 566
Кстати мне кажется, что резкое сопротивление некоторых людей стерилизации кошек и собак вполне можно рассматривать как стихийную форму биоцентризма...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 22:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 янв 2012, 11:51
Сообщения: 584
Итак:

1. Происхождение жизни и такого его проявления, как поедание одних организмов другими, вполне объяснимо естественными причинами.
2. Появление сопережевания, морали, распространение этических воззрений на другие виды - тоже вещи вполне объяснимые. Без религиозных допущений.

Но как из сущего вывести должное? Как, опираясь на знание, провести процедуру целеполагания? С этим посложнее.

Сторонники религиозных или мистических подходов поступают просто. Что противоречит доброму началу - зло.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 16 окт 2012, 06:36 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 15 фев 2011, 06:25
Сообщения: 566
Feralan пишет:
Цитата:
Но как из сущего вывести должное? Как, опираясь на знание, провести процедуру целеполагания? С этим посложнее.

А выводимо ли оно на самом деле? ;) По-моему, должное из сущего вообще никак не выводимо; можно из "сущего" в равной степени вывести как "необходимость разрушить эту грешную землю на атомы, ибо кривая она слишком", так и дальнейшего прогресса; в реальности можно лишь так замаскировать иррациональности, на которых базируется "должное", что тем, кому мы будем нести этот "свет истины", будет казаться, что мы вывели должное из сущего.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 16 окт 2012, 08:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 мар 2011, 14:47
Сообщения: 79
Feralan писал(а):
Cтавр писал(а):
Правильного и неправильного мировоззрения (в том числе и в сфере защиты животных) просто не существует.


Ну, с точки зрения неживой природы это так, но не с точки зрения носителей определенных ценностей.

RZAdmin писал(а):
Но как из сущего вывести должное? Как, опираясь на знание, провести процедуру целеполагания? С этим посложнее.

Для начала надо согласиться, что человеческие (подчеркиваю) и ценности, и знания относительны, что и позволяет использовать их в зависимости от обстоятельств. Закон причинно- следственных связей, к примеру, как и биологические законы, абсолютен. Отменить их, либо исправить себе в угоду нельзя. Более того, противодействуя им, разрушаешься сам и разрушаешь мир вокруг себя.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 16 окт 2012, 10:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 янв 2012, 11:51
Сообщения: 584
RZAdmin писал(а):
По-моему, должное из сущего вообще никак не выводимо;



Само собой, строго не выводимо. Но можно попытаться вывести с наименьшими натяжками.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 16 окт 2012, 11:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 янв 2012, 11:51
Сообщения: 584
Cтавр писал(а):
Более того, противодействуя им, разрушаешься сам и разрушаешь мир вокруг себя.



Вот! Итак, мы исподволь констатируем, что разрушение - это все же в общем случае нечто, имеющее отношение ко злу, а не к добру.

В борьбе козла с бобром добра со злом нам больше импонирует то начало, что созидает, а не рушит.

И это не случайно.

Итак, посмотрим на историю жизни. В целом эта история представляют нам картину все большего совершенствования, усложнения, изощренности организмов, их сообществ, закономерностей и связей.

Так же и история цивилизации - она - цивилизация - все более усложняется за счет научно-технического прогресса. Причем повышая благосостояние людей до той степени, что они уже не особо задумываются, как в прежние эпохи, о том, как бы не умереть во время очередного голодного года (эпидемии чумы, набега кочевников или приступа сумасшествия у родного царя-батюшки) - напротив, некоторые из них чувствуют себя настолько уверенно в собственном благополучии, что задумываются о том, как ввести нормы морали в дикую природу.

Мы можем прийти к выводу - без особой натяжки - что, в целом, эволюционный процесс усложнения (в природе и в цивилизации) - есть естественное добро, хотя бы потому, что сами наши рассуждения о добре стали возможны именно благодаря этим процессам. Будь бы одноклеточными, или троглодитами в пещере - мы бы не смогли об этом так плодотворно рассуждать.

Причем все новые уровни сложности не полностью отменяют, а частично инкорпорируют представителей предыдущего уровня в свой состав. Например, мы до сих пор имеем возможность наблюдать одноклеточных, кишечнополостных, земноводных, пресмыкающихся и т.п. - хотя эпохи их (или их ближайших родственников) владычества давно минули.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 16 окт 2012, 11:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 янв 2012, 11:51
Сообщения: 584
С другой стороны, процессы деградации, упрощения - нам кажутся в целом злом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 16 окт 2012, 12:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 мар 2011, 14:47
Сообщения: 79
Feralan писал(а):
С другой стороны, процессы деградации, упрощения - нам кажутся в целом злом.

Злом нам кажутся не процессы упрощения и (или) деградации, а все то, что способно, (или кажется, что способно) нанести нам или нашему относительному благополучию вред (физический, психический и т.п.). Любая причина, способная поколебать, нарушить хрупкое равновесие открытой системы, воспринимается нами как опасность и зло. И новое знание не исключение.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 17 окт 2012, 10:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 янв 2012, 11:51
Сообщения: 584
Cтавр писал(а):
а все то, что способно, (или кажется, что способно) нанести нам или нашему относительному благополучию вред (физический, психический и т.п.).


Именно так. Но нарушение благополучия - это обычно именно слом, гибель, деградация, болезнь.

Впрочем, при большом масштабе это не всем очевидно.

Итак, развитие цивилизации подарило людям определенное время для размышления о судьбах природы (так как теперь можно не всё время думать о собственном выживании). Сидя в теплых помещениях (центральное отопление, ТЭЦ и добыча нефти и газа и т.д.) за кнопками компьютеров ( производство электроэнергии, электронная промышленность, добыча металлов и т.д.), присоединенных к интернету (телекоммуникации, спутники связи и т.д.) люди стали заниматься экологией и защитой животных.

Среди всего разнообразия направлений этих занятий мы вновь обратимся к тем двум, что я затронул в самом начале темы....


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 17 окт 2012, 11:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 янв 2012, 11:51
Сообщения: 584
1. То направление, которое критикуют Ильинская и Кулагин. Глубинная экология. Сторонники его утратили инстинкт самосохранения на уровне вида (индивидуальный - нет). Если речь идет о приравнивании человека к прочим живым организмам, значит, подразумевается, что у человечества та же судьба, что у всех прочих видов - то есть вымереть при очередном изменении условий. Природа, при рассмотрении на больших временных интервалах - очень жестока. Подавляющее большинство видов живого вымерло за эти сотни миллионов лет развития жизни.
Ну, положим, единственный вид, создавший цивилизацию, вымрет (или деградирует просто до звена в пищевой цепи естественных экосистем - как то было в доисторическое время). Разве природа не вздохнет спокойно, не примется зализывать раны (вон, даже фильм такой есть - "земля после нас", там еще показано, что последним человеческим артефактом через миллион лет останется космический зонд "Вояджер" с золотой пластинкой Карла Сагана на борту...). Земля вновь зазеленеет.
Но разве это гарантия благополучия для природы? Нет, конечно. Еще раз посмотрим на историю жизни на Земле - сколько раз она балансировала на грани тотального вымирания. То Земля вся покроется льдом до экватора, то вулканы на едином суперконтиненте все завалят пеплом, то метеорит упадет. Только случай спасал. А спасет ли в следующий раз?
А локальные вымирания ? От того же вулкана или вторжения более совершенных видов (так вымерли сумчатые по всей суше, кроме Австралии и Америки). И т.д.
Только цивилизация, причем еще более высокоразвитая, чем наша может все это предотвратить. Да и уже сейчас люди создают заповедники, национальные парки, сохраняют виды в зоопарках и резерватах. Разве для всего этого нужно искусственно смещать человека с вершины развития жизни? Переселять в пещеры? Устраивать локальные процессы упадка и деградации?

Да ведь дикие озверевшие неграмотные орды в сто крат опаснее для природы, чем цивилизованные страны с крепким управлением. Упадок цивилизации - это расцвет браконьерства, нелегальной торговли животными, да и численность инвазийных видов (тех же бездомных животных) возрастает многократно, угрожая видам нативным.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: К вопросу о мировоззренческих основаниях защиты животных.
СообщениеДобавлено: 17 окт 2012, 14:03 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 15 фев 2011, 06:25
Сообщения: 566
Да и исчезновение высокотехнологичной цивилизации поставит крест на возможности избавления от страданий для отдельных экземпляров животных...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB