Зарегистрирован: 15 фев 2011, 12:30 Сообщения: 609
|
Юрий Носовский Кого защищать: собак или людей? 17.01.2013 http://www.pravda.ru/society/how/defend ... 58-dog-0/#читать дальше »15 января на востоке Москвы было найдено тело 28-летнего мужчины, предположительно ставшего жертвой стаи бродячих собак. Можно ли считать гуманным отношение к животным, при котором страдают ни в чем неповинные люди? И как эта сложная проблема решается на пресловутом Западе, который многие считают образцом хорошего отношения и к людям, и к животным?
Очередная смерть человека от собачьих зубов всколыхнула интернет-общественность. Одни вовсю ругают бездеятельность муниципальных властей и заявляют о своей готовности идти в "дог-хантеры". Другие ссылаются на слова Экзюпери "мы в ответственности за тех, кого приручили", апеллируют к гуманизму и строгой ответственности за негуманное отношение к животным на Западе. Более радикальные защитники собак, вообще, доказывают, что "жертвы сами виноваты" — дескать, не надо было животных провоцировать, вот бы и живы остались. Попробуем разобрать указанные тезисы по очереди. "Ответственность за тех, кого приручили". По большей части, распространенный миф, "бьющий на жалость" и порядочность. Нет, выброшенные на улицу домашние любимцы — увы, не такая уж редкость. Но какие щенки обычно покупаются в качестве "друзей человека"? Правильно, породистые. Не обязательно "бойцовские" — это могут быть пудели, болонки, овчарки и т. д. А теперь посмотрим на состав беспризорного собачьего поголовья.
Увидеть там даже какого-нибудь питбуля будет огромной удачей — большей частью это будут обычные дворняги. Ведь, чтобы выжить даже на улицах городов, нужны не только мощные клыки, но и хитрость, способность долго находиться в сложных условиях холода и бескормицы, умение жить в стае и т. д. Породистые собаки, да еще и выросшие в квартирах, всего этого лишены — и потому, выброшенные на произвол судьбы, часто просто не выдерживают конкуренции. Таким образом, тезис об ответственности за прирученных животных в данной ситуации допустим разве что в глобально-культурологическом аспекте — типа человечество приручило собак в отдаленные доисторические времена, не более того.
Конкретные же стаи бродячих псов — это самые настоящие популяции диких животных уже в "энном" поколении. И называть их "бывшими домашними животными" можно в той же мере, что и скажем, какого-нибудь "Алекса Смирноффа" "русским" — на основании того, что его пра-прародители уехали в Америку из России больше века назад. А что указанные гипотетический "Алекс" ни слова не знает по-русски, считает себя истовым патриотом своей новой Родины (ну еще бы — он же там родился), готов защищать ее с оружием в руках — это все "ничего не значащие мелочи".А, бродячие собаки людей не боятся — потому что их "друзья"? Так страх любого животного перед человеком — это результат прежде всего естественного отбора. Те же волки чаще всего знакомятся с людьми лишь с ружьями в руках — и нередко это знакомство оказывается для них последним. Кстати, последние несколько сот лет волчицы, презрев материнский инстинкт, не защищают своих детенышей, когда видят, что их забирает из норы человек.
Все тот же отбор, при котором хорошие матери, бросавшиеся на похитителя щенков, были просто отстреляны. Так чего ж бояться диким собакам на улицах? Охотников там нет (за одно только появление с ружьем в населенном пункте можно схлопотать нехилый штраф), полиция и работники коммунальных служб ведут себя, как "ооновские наблюдатели", а все остальные стараются обойти новых "хозяев города" этак подальше, чтобы не стать объектом их внимания. Последнее, увы, получается не всегда. Недостаточно быть трезвым (пьяных собаки не любят по умолчанию) — надо быть в курсе и многих других собачьих повадок. Например, не проходить вблизи логова недавно ощенившейся суки (она, в отличии от волчиц, готова рвать на куски любого прохожего, вне зависимости от реальности исходящей от него опасности), не становиться на пути "собачьих свадьб", участники которых тоже готовы показать избраннице "кобелиную гордость" зубами и когтями на любом, кто ей не понравится. Еще нельзя показывать страх при встрече с собакой (она тонко чувствует запах адреналина, гормона страха), и, особенно, бежать — тогда вообще "кранты", у собак же "гончий инстинкт", они догоняют бегущих, даже если они имвиной ситуации особо и не нужны. Ну, а еще не стоит встречаться со стаями голодных псов даже и при соблюдении всех норм "собачьего этикета", потому как в этом случае можно стать жертвой в духе известной басни Крылова "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…"Между тем, на "благословенном" для многих Западе проблема с бродячими собаками практически решена. В истинном, а не псевдогуманистическом ключе. Ведь термин гуманизм происходит от "гуманус", человек, который ставится в центр системы ценностей. А что часто выдают за "гуманизм" — на самом деле плохо замаскированная "зоофилия", конечно, не в смысле психиатрического термина полового извращения. Возьмем, например, Германию. Да, за убитого домашнего любимца жестокому хозяину могут "впаять" до 25 тысячи евро штрафа. Но если пес ему надоел — он может решить эту проблему цивилизованно — сдать его в приют. Туда же поступают и все бездомные животные. Фундаментальный принцип западного гуманизма — бродячих собак быть на улицах не должно! А если таковые все же появляются, да еще наносят вред гражданам — последние выдвигают астрономические иски к муниципалитетам, и всегда их выигрывают.
Посему и народные избранники предпочитают не доводить дело до крайности — дешевле обходится. Но и заниматься пожизненным обустройством судьбы бездомных собак по образцу детей-сирот никто на Западе не собирается. Ограничивающим фактором является конечное число мест в собачьих приютам. Попавшие туда псы живут несколько месяцев в ожидании тех, кто-либо возьмет их в семью — либо устроит в какой-то частный приют. После предварительной стерилизации, кстати. Кому не повезло, увы — спустя этот период "усыпляются". Максимально гуманно, безболезненно, но убийство не перестает быть убийством, как его не проводи и не называй. Причем, этот показатель доходит до 60 процентов! То есть, три пятых бродячих собак уничтожаются — и это никто не называет "преступлением против гуманизма".
А иначе, при собачьей скорости размножения, очень скоро приютов стало бы на улицах западных городов побольше, чем человеческих жилищ. Остальные меры, вроде продвигаемой в России "зелеными" "стерилизации" диких собак малоэффективны — и потому практически не применяются. Ведь если стерильными оказывается меньше, чем 70 процентов самок — на собачьем поголовье это ровно никак не сказывается. Просто оставшиеся могут выводить щенков в более комфортных условиях, по принципу "меньше народа — больше кислорода". В итоге просто выживает больше детенышей из помета, чем раньше — и дело в шляпе. Но и когда простерилизовано более 70 процентов — это дает лишь временную отсрочку.
Грубо говоря, до тех пор, пока подросшие щенки сами не становятся половозрелыми. А это в собачьем племени происходит в возрасте от 9 месяцев до полутора лет. Так что, так и придется проводить регулярные "кастрационные налеты" на стаи, в напрасной надежде нарушить установленный самой природой порядок размножения? Кстати, и стерилизованным животным тоже надо что-то кушать — и защищать свою "охотничью территорию". И никто не даст гарантии, что "нарушителем" рано или поздно вновь не станет человек. Как это, собственно, и произошло на днях в Подмосковье…
Поэтому собака без хозяина (а тем более без ошейника) должна восприниматься на городской улице, как, скажем, случайно забредший туда волк или медведь. Звонок на экстренный номер — выезд "коммунальщиков" с сетями и пистолетами со снотворными пулями — помещение в приют. А уж собачья стая должна стать поводом массовой облавы. Глядишь, спустя несколько лет дикие собаки станут относиться к человеку, как и подобает остальным диким животным — с опаской. И предпочтут перенести ареал своего обитания в лес, где их численность будет регулироваться уже самой природой. В противном случае, спонтанное движение "дог-хантеров" будет только шириться — со всеми сопутствующими неприятными моментами, вроде тотального "собаконенавистничества", распространяющегося и на домашних животных, жестоких убийств "четвероногих" на глазах у детей, разбрасывание ядовитых приманок, от которых нередко страдают и люди… она, в отличии от волчиц, готова рвать на куски любого прохожего, вне зависимости от реальности исходящей от него опасности
|
|